Время работы ПН–ВС с 8:00 до 20:00 по Екатеринбургу
8 (800) 333-23-64

Опыт из Голландии

Заглянуть через забор и убедиться, что у соседа морковка поднялась не хуже, чем у вас – древняя русская забава! Селекционеры тоже люди и тоже любопытные. Только с визитами они ездят официальными и подглядывают с одобрения хозяев. В этот раз с рейдом по питомникам Александра Миролеева отправилась в Голландию. Оказывается, у саженцев среди каналов и дамб имеется одно важное отличие.

opyt-iz-gollandii1.jpg
opyt-iz-gollandii2.jpg

Голландия считается страной не только тюльпанов, но и питомников. Судите сами, только в одном юго-западном регионе страны расположено 4 000 питомников! Занимают они территорию в 100 км в длину и 80 км в ширину – это почти двадцатая часть Свердловской области. Такой плотный рынок создаёт большую конкуренцию. Победить в ней способен только высококачественный товар.

При этом голландские питомники из разряда тех, где специализация совсем узкая. Одни занимаются только маточниками, другие — только саженцами. Зачастую хозяйство выращивает вообще один вид растений. Так что мы в очередной раз убедились аналогов у питомника «Салы Урала» нет, и вряд ли появятся.

Например, питомник «Van den WIJNGAART B.V» растит малину и землянику (она же виктория). Земляники здесь шесть сортов. Маточники привозят из другого хозяйства, содержат их в изолированной теплице. Все работы по уходу проводят автоматически, а персонал допускается к растениям только для нарезания усов. Затем усы высаживают в кассеты на 24 ячейки, каждая из которых, устанавливается в гряды.

На этом этапе к уходу за растением допускают человека. Сотрудник едет в маленькой тележке между грядками и обрезает усы, кисти цветов или поврежденные листья. В итоге за лето вырастает прекрасный саженец земляники, который на следующий год купят фермеры. Один куст гарантированно дает по 6-7 кистей ягод.

Интересно, что за всё время выращивания в питомнике растение никогда не касается почвы. И это только один уровень безопасности. Второй — спецодежда. Чтобы не занести инфекцию, сотрудники и гости передвигаются в специальных полиэтиленовых чулках.

Что самое удивительное, для голландских фермеров земляника – культура однолетняя. На будущий год из этой рассады ягоды выращивать уже не будут.

opyt-iz-gollandii3.jpg
opyt-iz-gollandii4.jpg

Малину в хозяйстве «Van den WIJNGAART B.V» выращивают уже не в кассетах, а в двухлитровых горшках. Весной черенки трёх растений сажают в один горшок и через год из них вырастают «малиновые деревья». Рассаду обрезают строго на высоте 1,6 м, обрывают листву и отправляют на продажу.

opyt-iz-gollandii5.jpg

Ещё одно хозяйство, о котором хочется рассказать - «Batouwe». Здесь, как и в «Садах Урала», делают черенкование и зимнюю прививку для собственных нужд, причем тоже вручную. На этом сходство заканчивается. У голландцев с их мягким климатом всё гораздо проще. Черенок высаживают под плёнку, тут для укоренения и роста ему достаточно своевременного полива. Укоренившийся саженец отправляют в теплицу, где он растет, пока не понадобится.

Суровые зимы и жаркое лето, большие перепады температур диктуют российским питомникам иные приемы агротехники. Например, укоренение саженца в питомнике «Сады Урала» отнимает в разы больше сил и технических ресурсов. Приходится высаживать черенок под специализированные туманные установки, создавать тропические условия, добавлять витамины и формировать для саженца идеальные условия в неидеальную погоду. Но в этом есть свой кураж: кто еще сможет выращивать на территории рискованного земледелия фруктовые сады и ягодные плантации?

opyt-iz-gollandii6.jpg
opyt-iz-gollandii7.jpg
opyt-iz-gollandii8.jpg
opyt-iz-gollandii9.jpg

В Нидерландах, кстати, практически, отсутствует любительское садоводство, хотя 80% здешних жителей обитают в своих домах. Но вот без чего не обходится ни один участок, так это без ландшафтного дизайна под окнами. На площади не больше двух соток, голландцы соревнуются в дизайнерской фантазии как заведённые. Делают, как правило, все сами, не полагаясь на дизайнеров со стороны. Поэтому двух похожих садиков найти здесь практически невозможно.